О благотворительности

Администрация сайта располагает почтовыми адресами и контактными телефонами всех частных лиц и организаций, которым фондом «Участие» оказана благотворительная помощь.

 

ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ АЛЕКСАНДРА ЛЕВШИНА

Самолет, прилетевший из Сирии, приземлился на одном из подмосковных аэродромов поздно ночью.

Вместе с несколькими генералами и офицерами по трапу спустился целый десант звезд эстрады первой величины. Командовал десантом заслуженный артист России Александр Левшин. Зная Александра Леонидовича уже много лет, я, тем ни менее, задал ему, признаюсь, не совсем тактичный вопрос:

- В свое время вы побывали в Афганистане, едва выжили после Чернобыля. И вот теперь – Сирия. Вам что снова в войну поиграть захотелось?

Левшин не обиделся – по крайней мере, внешне ничем этого не выдал, лишь улыбнулся какой-то снисходительной и в то же время очень доброй улыбкой:

- Ну что вы! Для меня и те давние поездки, и эта нынешняя, в Сирию – просто необходимость. Я участвовал в организации и проведении четырех таких творческих командировок, даже, под впечатлением от увиденного, написал несколько песен. Вот вчера одну из них – «Самолеты взлетают навстречу врагу» пел на авиабазе «Хмеймим». Я увидел там воистину великую армию. Это – Российская армия. И мои поездки, и новые песни – знак великого уважения к нашим воинам. Я не ошибусь, утверждая, что те же чувства испытывали все артисты кино и эстрады, побывавшие вместе со мной в Сирии.

Вы знаете, в этой стране совершенно особый вид патриотизма. Я бы назвал его патриотизмом в режиме молчания. На войне все настоящее копится не в словах, а в думах людей. Просто человек встает и делает, то, что должен делать. И каждый, кто там воюет – герой, вне зависимости от звания и количества наград.

Кстати сказать, ни в одной стране мира артисты так не относятся к своей армии, как у нас. Вспомните историю Великой Отечественной войны. На всех фронтах, на передовой, не испугавшись бомбежек и обстрелов, выступали наши самые известные и популярные певцы. Русланова, Утесов, Шульженко, Райкин. Одними из первых среди актеров приехали в воющий Афганистан Кобзон и Пугачева. Да разве всех перечислишь?!

«МУЗЫКАНТЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ ДЛЯ АЛЛЫ В ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ»

-Насколько я знаю, вы уже начали подготовку к своему юбилейному концерту в связи с 60-летием. На этом концерте прозвучат ваши новые песни из военного цикла?

- Обязательно. И новые, и прежние, такие, например, как «Афганский реквием», «Скрипка на войне». Только я должен поправку сделать – юбилей у меня 65-летний. Я своего возраста не скрываю, скорее даже горжусь им, потому что, как мне сдается, уже успел что-то понять и оценить в этой жизни и нынешнюю шкалу приоритетов выстраиваю иначе, чем прежде.

- Жанр классического юбилейного интервью просто требует, чтобы я спросил, когда вы впервые взяли в руки гитару.

- В детстве я учился в музыкальной школе по классу фортепьяно. Но как раз на годы моей юности пришла эпоха «битломании». Надо сказать, я был достаточно самостоятельным подростком и уже в пятнадцать лет пытался быть независимым от родителей.

Тогда в Мытищах была популярная рок-группа «Авангард». С плохонькой, чуть не кустарной гитарой я отправился предлагать им свои услуги и после прослушивания был принят. А первую хорошую гитару купил на деньги, которые дал мне мой дед.

Он был поистине необыкновенным человеком. Работая одним из ближайших помощников председателя советского правительства Алексея Николаевича Косыгина, дед, к примеру, никогда не пользовался персональным автомобилем. Шел на работу и с работы пешком, а водитель ехал следом и чуть не плача умолял его сесть в машину. Тщетно. У деда были незыблемые понятия о чести и скромности. И что самое главное - он этим понятиям следовал. Он и меня учил, что всего в жизни я должен добиваться без посторонней помощи, частенько повторяя: «Мой внук в меня, он всего добьется сам».

К моему увлечению музыкой дед относился вполне уважительно. И когда я попросил у него денег на гитару, дал мне нужную сумму без лишних слов. Я позже узнал, что они с бабушкой отдали мне почти все накопления из тех денег, что откладывали на собственные похороны, чтобы не быть никому обузой.

Кстати сказать, когда бабушка моя заболела, дед оставил свой высокий пост в Совете министров СССР и превратился в добровольную няньку, хотя вполне мог нанять сиделку. Он считал, что продлить жизнь близкому человеку можно было только любовью.

Но вернусь к своей первой гитаре. Получив от деда деньги, я помчался к фарцовщикам на Неглинку, и купил там вполне достойную гитару.

Если «Авангард» был моим начальным эстрадным образованием, то группа «Коробейники», куда я был принят певцом и гитаристом, стала настоящим университетом. Здесь работали настоящие высококлассные профессионалы-универсалы, мы стали лауреатами Всероссийского конкурса эстрадной песни в Сочи.

Какое-то время я даже был музыкальным руководителем «Коробейников», но недолго – в 1980 году меня пригласили в группу «Рецитал» под руководством Аллы Пугачевой. Начался новый этап моей жизни, да даже не этап, а просто новая жизнь.

- Вы проработали с Примадонной больше двадцати лет?

- Не больше двадцати, а тридцать. Я не знаю музыканта, который бы проработал с Аллой дольше меня.

- А вы могли бы одной фразой определить этот этап своей творческой жизни?

- Почему «творческой», просто жизни. Пожалуй, теперь уже могу. Даже не фразой, а одним словом: иллюзия. Я ушел из дому подростком. Жил на гастролях. А оказавшись у Пугачевой, мне показалось, что я попал в семью. Вот эта моя иллюзия и была моей главной ошибкой.

Я был молод, восторжен, романтичен. Даже когда-то произнес такую фразу: «Я буду рядом, пока я нужен». Ну, знаете, это как рыцари, уходя на войну, отдавали даме сердце. Но когда Алла Борисовна засияла звездой первой величины, появились большие деньги, она стала отдаляться от тех, кто с ней работал и мы, музыканты, превратились для нее попросту в обслуживающий персонал. А обслуживающий персонал семьей быть не может.

Работая у Пугачевой, я закончил режиссерский факультет ГИТИСа, занялся сочинительством, режиссировал телевизионные передачи, ставил эстрадные программы. Даже стал заслуженным артистом России, лауреатом «ТЭФИ».

Наверное, ей не очень-то нравилось, что у нее за спиной стоит заслуженный артист. В 2010 году Алла Пугачева объявила о прекращении своей концертной деятельности, и все мы отправились восвояси. Через несколько дней я приехал к ней, просил ее, как я выразился, не закрывать историю, предлагал сделать новую программу, петь романсы. Она ответила уклончиво: «Мы еще зажжем с тобой, Саша». Вот так по сей день и «зажигаем».

«НА МОЮ ЖИЗНЬ ПОВЛИЯЛИ ЛИШЬ НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК»

- Жалеете, что столько лет носили «рыцарские доспехи»?

- Ничуть. Просто избавился от иллюзий и понял, что нужно уметь видеть жизненные реалии. В творческом плане Алла дала мне много, очень много. Она безумного таланта человек и на сцене творила истинные чудеса, как поющая драматическая актриса. Как никто другой она чувствует время. А когда мои иллюзии растаяли, я понял, что у меня есть своя жизнь, свой замок, своя семья.

Моим уровнем стали концерты в Кремле, в зале «Олимпийский, на стадионах… Я не оглядываюсь в прошлое, иду вперед. Пишу песни, книги, выпускаю программы. Много делаю, и Бог дает возможность делать. Думаю, что у меня сейчас фаза переосмысления жизни.

- Но я знаю, что кроме Пугачевой вы работали и с другими выдающимися певцами, актерами.

- Да, я в этом отношении везучий человек. Несколько раз я выступал вместе с Владимиром Высоцким. Не могу похвастать тем, что мы стали друзьями, хотя общались достаточно плодотворно. Считаю его великим русским поэтом. И знаете, рядом с ним я постоянно ощущал, что у меня очень маленькая скорость. Высоцкий представлялся мне машинистом какого-то сказочного паровоза, который мчится со скоростью света. Такого я не видел больше ни в ком.

Огромное влияние оказала на меня Людмила Георгиевна Зыкина. Мы подружились и дружба наша продолжалась восемь лет. Отрываясь от гастролей Пугачевой, я ездил на концерты Зыкиной, по ее приглашению стал главным режиссером государственной концертной программы на вывод Советских войск из Германии. Считаю это событием мирового значения.

Зыкина – великий человек, царица во всем – величавая, умная и очень добрая. Одинаково простая со всеми – и с членами Политбюро, и с музыкантами, и со зрителями. Она все видела, понимала и знала, что будет. Он умела петь и обаять всех так, что ее магнетизм был всеобъемлющим. «Течет река Волга» – вот и все.

- А что за история приключилась у вас с Джуной? Об этом много судачили, особенно после того, как целительница ушла из жизни.

- Ну, кто-то сторонний может сказать «приключилась» история. А на самом деле Джуна просто спасла мне жизнь, или вернула к жизни – как угодно. После возвращения из Чернобыля, я через какое-то время стал ощущать слабость, апатию. Мне трудно было двигаться, даже думать о чем-то и то не хотелось.

У меня было такое чувство, что жизнь меня просто оставляет, утекает по капле. Ежедневно. Врачи ничего толком не говорили, многозначительно разводили руками. Сумел попасть на прием к Джуне. Она-то сразу определили, что дела мои плохи. Взялась за меня всерьез и через несколько месяцев вернула мне жизнь со всеми ее красками. Джуна стала моей названной сестрой.

- Мне представляется, что вы относитесь к категории людей, которые в окружающих ищут прежде всего что-то хорошее, стараясь не замечать плохого.

- Ну, не совсем так. Просто я считаю, что в любом человеке непременно есть что-то хорошее. А вообще я не сильно поддаюсь чужому влиянию. На мою жизнь, мировоззрение по-настоящему повлияли лишь несколько человек. Это Джон Леннон, Владимир Высоцкий, Людмила Зыкина, Джуна, Сергей Михайлов.

С меценатом Михайловым я познакомился всего несколько лет назад, но этот человек производит на меня глубочайшее впечатление. Удивительное дело. Даже когда Сергей молчит, от него идут какие-то невидимые глазу советы, как послания.

Помню после нашей первой встречи, я внезапно стал бормотать какие-то слова, которые потом сами собой сложились в стихи будущей песни. И таких песен, написанных под впечатлением от встреч с этим человеком, у меня уже несколько.

Михайлов оказывает очень серьезную благотворительную помощь многим, в том числе – ветеранам Великой Отечественной войны. На встречах с ветеранами, подшефными Сергея Анатольевича, мне довелось бывать не единожды. И каждый раз я испытываю сильнейшее волнение, соприкасаясь с живой историей нашей страны. Выступать перед этими людьми для меня великая честь.

Для меня все, что связано с военно-патриотической работой не пустой звук, и уж отнюдь не формальность. Именно поэтому вместе с Еленой Саломатиной, руководителем Дома офицеров подмосковного города Сергиев Посад, мы организовали и провели уже два международных конкурса-фестиваля «С чего начинается Родина». А созданный нами вокальный коллектив «Мелодика» неоднократно становился победителем самых престижных конкурсов.

*   *   *

Наверное, в завершении интервью следовало спросить героя интервью о его творческих планах. Но я не стал задавать этого банального вопроса. Нелепо говорить о каких-то там перспективных планах с человеком, чья жизнь это повседневное, практически круглосуточное творчество. И это сегодня уже не иллюзия, а реальная жизнь заслуженного артиста России Александра Леонидовича Левшина.

Олег Якубов.

Фото из личного

архива А.Л. Левшина

 

ИСТОЧНИК ПУБЛИКАЦИИ MIRNOV.RU

Событие

Статистика добрых дел

В знаменитой кинокомедии Эльдара Рязанова «Служебный роман» главный герой фильма Анатолий Ефремович Новосельцев, работающий в статистическом управлении, так говорит о своем деле: «Статистика – это наука, она не терпит приблизительности. Без статистики вообще не жизнь, а так каторга».

Трусов на дуэль не вызывают

Чуть больше двух лет назад в сети Интернет, в частности, на Ютубе, появились, один за другим, два видеосюжета, где упоминалось в негативном контексте имя московского предпринимателя и известного мецената Сергея Анатольевича Михайлова.

Интервью

Авторитетный солнцевский бизнесмен рассказал DailyStorm о Березовском, уголовном деле против собственной дочери и о том, как делались миллионные состояния в девяностые.

Два Сергея

В Интернете размещен новый сюжет писателя и журналиста-международника Олега Якубова «Перекус с Паралимпийцами». Этим сюжетом автор обвиняет международные организации, принявшие бесчеловечное решение, запрещающее участие российским и белорусским спортсменам в Паралимпийских играх в Пекине.